Боевое использование летающих лодок МДР-6 (Че-2)

Боевое использование летающих лодок МДР-6 (Че-2)

Наиболее массово Че-2 применялись на Черном море — ВВС Черноморского флота получили в обшей сложности 16 таких летающих лодок. Самолеты входили в состав 80-й ОМРАЭ, базировавшейся в Геленджике, а с августа 1942 г. — в Поти. Че-2 вели разведку акваторий Азовского и Черного морей, сопровождали конвои. С 1943 г. основное внимание уделялось противолодочной борьбе. На счет Че-2 записали две уничтоженные подлодки — 4 августа и 22 ноября 1943 г. Но на самом деле в 1943 г. ни Германия, ни Румыния не потеряли на Черном море ни одной субмарины.

На Балтике наиболее интенсивное применение Че-2 отмечалось в первые месяцы войны. К 22 июня 1941 г. в составе 19-й и 22-й эскадрилий 15-го МРАП, базировавшихся под Таллинном, имелось 10 Че-2. Но экипажи ещё не успели их освоить, приступив к боевой работе лишь во второй половине июля. Основной их задачей стала разведка центральной и южной частей Балтийского моря. Обеспечивая налеты ДБ-3Ф из 1-го минно-торпедного полка на Берлин, Че-2 вели метеоразведку на маршруте полета бомбардировщиков и при необходимости должны были спасать экипажи самолетов, совершивших вынужденную посадку на воду.

К осени 1941 г. потребность в летающих лодках большого радиуса действия на Балтике отпала, поскольку флот оказался фактически заперт в Финском заливе. А на Северном флоте, начавшем обеспечение проводки конвоев, они были бы как нельзя более кстати. Поэтому в конце сентября 22-ю эскадрилью с уцелевшими летающими лодками МДР-6 перевели на пополнение ВВС Северного флота СССР. После пополнения новыми гидропланами в ней насчитывалось 11 экземпляров Че-2. Основной задачей стало обеспечение проводки морских конвоев — ведение обшей и ледовой разведки по маршрутам их следования. В полетах на большую дальность вскрылись существенные недостатки Че-2: отсутствие автопилота, делавшее длительные полеты чрезвычайно утомительными, а также слабость оборонительного вооружения и наличие значительных «мертвых зон». Последнее обстоятельство вело к значительным потерям — из 11 североморских Че-2 8 стали жертвами немецких истребителей.

На Тихоокеанском флоте Че-2 служили с 1942 г. К августу 1945 г. в составе 16-го МРАП числилось 4 самолета этого типа (из них 2 исправных). В ходе боевых действий Советского Союза против Японии они совместно с «Каталинами» участвовали в блокировании районов высадки морских десантов и поиску вражеских кораблей и подводных лодок.

МДР-6 (Че-2) представлял собой гидросамолет с весьма неплохими для своего класса летными характеристиками. Но состав его оборудования и вооружения был явно недостаточным для решения возлагавшихся на него задач. Вполне вероятно, что, если бы производство Че-2 продолжалось в ходе Второй мировой войны, эти недостатки были бы устранены. Но фактически уже к осени 1941 г. постройка Че-2 прекратилась.

Источник - airaces.ru