Боевое использование бомбардировщиков ДБ-3

Боевое использование бомбардировщиков ДБ-3

Хотя производство ДБ-3 велось с 1937 г., полноценное освоение новых самолетов в ВВС РККА началось лишь в следующем году. К 15 марта 1938 г. в ВВС числилось 52 ДБ-3. Приоритетом в их получении пользовались части, дислоцированные на Дальнем Востоке. По состоянию на 1 января 1939 г. на ДБ-3 летали 8 полков, из них 5 — полностью укомплектованные.

Летом 1939 г. 24 ДБ-3 с советскими экипажами направили в Китай. Здесь состоялся боевой дебют бомбардировщиков. Самолеты наносили удары по целям в глубоком тылу японских войск. Наиболее успешным оказался налет 3 октября 1939 г. на базу морской авиации противника в Ханькоу, в результате которого было уничтожено до 50 самолетов. В феврале-мае 1940 г. ДБ-3 передали китайцам — 10-й и 6-й АЭ. В качестве бомбардировщиков эти самолеты эксплуатировались до начала 1942 г., а как учебные — до сентября 1943 г.

В конфликтах у оз. Хасан и на Халхин-Голе ДБ-3 не участвовали. Первым масштабным испытанием для них стала советско-финская война. 30 ноября 1939 г., в первый день войны, ДБ-3 из 1-го минно-торпедного полка (МТАП) ВВС Балтийского флота нанесли удар по порту в Хельсинки, батареях на о. Ханко и ряде других целей. Самолеты 6-го, 21-го и 53-го дальне-бомбардировочных полков (ДБАП) включились в боевую работу с 20 декабря. К тому времени на Северо-Западном фронте сосредоточили 180 ДБ-3. В боевых действиях в основном участвовали самолеты с моторами М-87, лишь в 21-м полку имелось некоторое количество машин с М-86. Самолеты ДБ-3 с М-85 к тому времени уже передавались в школы. В ходе «зимней войны» ДБ-3 действовали почти исключительно днем, поскольку численный перевес советской авиации позволял не особо опасаться вражеских истребителей. Лишь 85-й полк, укомплектованный наиболее опытными экипажами (имел смешанный состав — ДБ-3 и СБ) выполнял боевые задания ночью. Обычно ДБ-3 брали 1000-1100 кг бомб. В феврале 1940 г. ДБ-3 перешли на действия большими группами: 14 февраля 95 самолетов бомбили Выборг, 17 февраля 132 ДБ-3 нанесли удар по железнодорожному узлу Антареа. Безвозвратные потери ДБ-3 в ходе «зимней войны» (с учетом списанных из-за повреждений, но без учета морской авиации) составили 74 машины.

По состоянию на 22 июня 1941 г. в западных военных округах числилось около 550 самолетов ДБ-3. Подавляющее большинство из них имели моторы М-87, машин с М-86 оставалось немного, а с М-85 — считанные единицы. Наряду с ДБ-3Ф (Ил-4) они составляли основу дальнебомбардировочной авиации (5 корпусов, из них 4 в европейской части страны, 3 отдельные дивизии — в Украине, Закавказье и Забайкалье -и 1 отдельный полк). В морской авиации (в минно-торпедных полках) по состоянию на 1 апреля 1941 г. имелось 243 самолета. Подавляющее большинство из них принадлежало к типу ДБ-3Б, на ДБ-3Ф летала только одна эскадрилья.

Лишь в первые два дня войны самолеты ДБА пытались применять по прямому назначению — для ударов по объектам в тылу противника. В частности, ДБ-3 бомбили Кенигсберг, Тильзит, Данциг, Краков и ряд других целей. В дальнейшем главными целями стали колонны и скопления войск противника в ближнем тылу. Бомбометание осуществлялось с высоты примерно 400 м, с применением в основном 100-кг бомб. 28-30 июня ДБ-3 совместно с другими самолетами ДБА наносили удары по переправам на р. Березина. Действуя днем, группами по 20-25 самолетов, соединения ДБ-3 несли значительные потери от истребителей противника, поскольку собственное истребительное прикрытие в большинстве случаев отсутствовало. Переброски частей из-за Урала не могли компенсировать потерь, поэтому 3 июля было дано распоряжение о переходе ДБА к ночным действиям. Но до начала августа до 70% боевых вылетов выполнялось днем. В итоге, к концу июля на советско-германском фронте оставалось всего 75 ДБ-3 — чуть больше одного полка по довоенным штатам. Всю осень 1941 г. ДБ-3 продолжали применяться на фронте во все уменьшающихся количествах. К моменту образования в марте 1942 г. Авиации дальнего действия (АДД) их на фронте практически не осталось.

Для ударов по наземным целям привлекались и ДБ-3 морской авиации. Решая несвойственные ей задачи, да ещё при плохо организованном боевом обеспечении и превосходстве противника в воздухе, морская авиация несла большие потери: за первые 2 месяца войны минно-торпедные полки на Балтике и Черном море потеряли 82 самолета, т.е. больше половины довоенного состава.

Единственный случай боевого вылета с торпедами на Балтике имел место 12 июля 1941 г., когда 24 ДБ-3Т отправились на поиск крупного вражеского конвоя, следовавшего в Ригу. Цель обнаружена не была. 13 июля на подходе к Риге конвой был атакован 27 ДБ-3, но те применяли лишь бомбы. Удалось потопить 2 транспорта и повредить 8. Флотские ДБ-3 привлекались и для минных постановок. К концу 1942 г. на западных флотах ДБ-3Т почти не осталось, хотя на Балтике 3 такие машины оставались в строю ещё в начале января 1944 г.

Довольно интенсивно применялись старые ДБ-3 в войне против Японии. Дислоцированный на Дальнем Востоке 19-й БАК располагал значительным количеством ДБ-3Б, правда, прошедших модернизацию и получивших моторы М-88Б. В ВВС Тихоокеанского флота имелось 68 ДБ-3Т. Самолеты наносили удары по укрепленным районам, портам, железнодорожным узлам на территории Маньчжурии, Кореи, Сахалина.

5 самолетов ДБ-3, совершивших вынужденные посадки в ходе «зимней войны», стали финскими трофеями. Один из них в мае-сентябре 1941 г. передавался для испытаний Германии. В ВВС Финляндии ДБ-3 поступили в группу Lelv 46, а в ноябре 1941 г. их передали в Lelv 48. В составе этой группы ДБ-3 за 2 года выполнили всего 27 боевых вылетов, а в конце 1943 г. их вернули в Lelv 46. Единственный уцелевший к тому времени ДБ-3 успел принять участие и в боевых действиях против Германии. 22 октября 1944 г. он был сбит немецкими зенитками.

Источник - airaces.ru