Пе-2

Пе-2

новогодние гирлянды светящиеся в Москве.

Знаменитый Пе-2 представлял собой двухмоторный пикирующий бомбардировщик, разработанный под руководством В.М. Петлякова в Специальном техническом отделе (СТО) НКВД. Изначально самолет под обозначением «100» задумывался как тяжелый истребитель с гермокабиной. Проектирование велось с 1938 г., опытный экземпляр впервые поднялся в воздух 22 декабря 1939 г. Результаты государственных испытаний были в целом положительными, но, поскольку угроза массированного применения противником высотных бомбардировщиков отсутствовала, внедрение истребителя в серию признали нецелесообразным. Вместо этого в мае 1940 г. было предложено создать на базе самолета «100» пикирующий бомбардировщик.

Самолет, получивший обозначение ПБ-100, унаследовал от предшественника общую аэродинамическую схему цельнометаллического моноплана с двухкилевым оперением, силовую установку из двух 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения М-105, но был лишен ненужных для пикировщика турбокомпрессоров и гермокабины. Отказ от турбокомпрессоров позволил уменьшить мидель мотогондол, что в сочетании с применением реактивных выхлопных патрубков позволило несколько увеличить скорость. Для улучшения теплового режима двигателей существенно увеличили площадь водяных и масляных радиаторов. Пилота и штурмана разместили в общей кабине. Для обеспечения боевого применения в новом качестве на самолете установили автомат пикирования и тормозные решетки.

Постройку предсерийной партии самолетов, получивших в декабре 1940 г. обозначение Пе-2, вел завод №39. Первая машина была облетана 15 декабря 1940 г., а в январе 1941 г. были сданы первые самолеты постройки завода № 22, определенного в качестве основного для выпуска Пе-2. Производство самолетов продолжалось до 1945 г., общий его объем составил 11 427 машин. В частности, завод №22 в Москве, а впоследствии в эвакуации в Казани, в 1941-1945 гг. выпустил 10 058 самолетов, завод №39 (в Москве, а после эвакуации — в Иркутске) в 1940-1943 гг. изготовил 896 машин, заводы №124 и №125 (соответственно, Казань и Иркутск) в 1941 г. выпустили 104 и 144 самолета.

Летно-технические характеристики бомбардировщика Пе-2 31-й серии

Двигатели: М-105РА

мощность, л.с.: 1100

Размах крыла, м: 17,16

Длина самолета, м.: 12,66

Высота самолета, м.: 4,00

Площадь крыла, кв. м.: 40,50

Масса, кг:

пустого самолета: 5870

нормальная взлетная: 7680

Максимальная скорость, км/ч: 540

Практический потолок, м.: 8800

Дальность полета, км.: 1500

Основные модификации Пе-2

Пе-2 1-й серии — двигатели М-105Р (1100 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (2 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней турели, 1 в нижней люковой установке). Масса бомбовой нагрузки — 600 кг (4 100-кг бомбы в фюзеляжном бомбоотсеке и 2 в бомбоотсеках в хвостовой части мотогондол); максимальная — 1000 кг (4 250-кг или 2 500-кг бомбы на внешней подвеске). Экипаж — 3 чел.

Пе-2 13-й серии — усилено стрелковое вооружение, состоящее теперь из 2 12,7-мм пулеметов (БК в носовой части фюзеляжа и БТ в люковой установке) и 2 ШКАСов (1 в носовой части фюзеляжа и 1 на верхней турели). Выпускался с апреля-мая 1941 г.

Пе-2 22-й серии — установлены двигатели М-105РА, лучше приспособленные для работы на пикировании.

Пе-2 31-й серии — введены бортовые шаровые установки для пулемета ШКАС (1 дополнительный пулемет мог перебрасываться на правый или левый борт). Выпускался с лета 1941 г.

Пе-2 64-й серии — изменена топливная система (уменьшено количество топливных баков, но их общая емкость осталась прежней). Вместо бортовых шаровых установок применены шкворневые, с увеличенными углами обстрела. Выпускался с февраля 1942 г.

Пе-2 87-й серии (также известен как Пе-2ФТ) — на верхней шкворневой установке ФТ смонтирован 12,7-мм пулемет БТ. Выпускался с весны 1942 г.; установки ФТ монтировались на части Пе-2 начиная с 83-й серии, а с 87-й серии — на всех самолетах.

Пе-2 105-й серии — усовершенствовано радионавигационное оборудование.

Пе-2 110-й серии — вместо шкворневой установки ФТ смонтирована турель ВУБ-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ. Выпускался с июня 1942 г.

Пе-2 179-й серии — установлены моторы М-105ПФ (1260 л.с). Выпускался с марта 1943 г.

Пе-2 205-й серии — усовершенствована аэродинамика, внесен ряд других изменений. Выпускался с августа 1943 г.

Пе-2 211-й серии — балки наружных бомбодержателей, ранее располагавшиеся в выступах под крылом, убрали внутрь крыла.

Пе-2 265-й серии — установлена новая радиостанция.

Пе-2 275-й серии — в хвостовой части фюзеляжа установлен гранатомет ДАГ-10 с 10 противосамолетными гранатами АГ-2.

Пе-2Р (разведывательный вариант) и УПе-2 (учебный с двойным управлением; изготовлена 671 машина) строились в рамках серий бомбардировщиков и повторяли их основные особенности.

Источник - airaces.ru