Як-7

Як-7

Летом 1940 г. начались испытания скоростного учебно-тренировочного истребителя УТИ-26, созданного коллективом ОКБ АС. Яковлева. Самолет показал хорошие летные качества: скорость 586 км/ч на высоте 4500 м. Но военные испытатели указывали на сложность управления, неприемлемую для начинающих летчиков. Поэтому машину было решено доработать.

Чтобы упростить технику пилотирования, изменили, по образцу истребителя И-30, соотношение площади рулей и хвостового оперения. Всю машину перекомпоновали так, чтобы сдвинуть вперед центр тяжести. При этом взлетная масса самолета увеличилась до 2750 кг. После внесения существенных доработок был создан практически новый учебный истребитель. Самолет УТИ-26 повторно представили на государственные испытания. Он успешно прошел их и был рекомендован для внедрения в серийное производство, под обозначением Як-7.

jf-sport.ru

gochsorb.ru

Внешне самолет Як-7 был похож на Як-1, но конструктивно совершенно отличался. Крыло состояло из двух консолей, состыкованных по оси самолета, водорадиатор был увеличен и выдвинут вперед, разработано новое шасси с колесами большего диаметра. Это вызвало некоторые технологические трудности на серийном заводе, который должен был одновременно строить два типа самолетов — боевые и учебные.

Як-7

При организации производства Як-7 инженеры завода и конструкторы постарались максимально унифицировать оба типа самолетов. Молодой конструктор К. Синелыциков внес предложение, которое стало поворотным в судьбе истребителя Як-7. Его идею — установить стандартное вооружение самолета Як-1 на «спарку» — многие приняли с недоверием. Однако вскоре АС. Яковлев дал разрешение переделать один готовый учебно-тренировочный самолет под установку пушки ШВАК и пулеметов ШКАС. Оборудование и управление со второй кабины при этом сняли. Освободившийся закабинный отсек можно было использовать для различных целей, что стало преимуществом по сравнению с другими самолетами подобного типа. Летчик С. Супрун, проводивший в июне 1941 г. испытания модернизированного таким образом истребителя, отмечал в своем отчете, что по технике пилотирования Як-7 лучше, чем Як-1. Самолет хорошо слушался рулей, был более устойчив, выполнял виражи на минимальной скорости 200 км/ч. При выполнении «петли» машина сохраняла управляемость в верхней точке даже при скорости 120 км/ч.

Серийные машины с двигателем М-105ПА получившие обозначение Як-7 А уже в конце 1941 г. стали поступать в части. Фронтовые летчики быстро освоили самолет и оценили его положительно. Несколько уступая Як-1 по летным данным и маневренности, Як-7А вполне мог соперничать с Мессершмитт Bf 109Е заходя на вираже ему в хвост за один-два витка.

Неприхотливый в эксплуатации, он легко поддавался ремонту в полевых условиях. О прочности и надежности конструкции говорит тот факт, что в первый период войны часто использовались в сущности уже списанные, не один раз восстановленные самолеты, у которых уже не убиралось шасси и не закрывался фонарь кабины, а выработавшие свой ресурс моторы не позволяли развить скорость более 400 км/ч. Но даже на таких машинах наши пилоты вылетали на штурм наземных войск противника и наносили по ним удары реактивными снарядами и мелкими бомбами.

Источник - airaces.ru