Боевое использование МБР-2 в годы войны

Боевое использование МБР-2 в годы войны

Поставки МБР-2 в строевые части начались во второй половине 1934 г. В первую очередь ими комплектовались эскадрильи Черноморского и Балтийского флотов, в 1935 г. они начали поступать на Дальний Восток, в 1937 г. — на Север. Перевооружение частей гидроавиации новыми машинами на Балтике и Черном море завершилось в 1937 г., на Тихоокеанском флоте и Амурской флотилии — в 1938 г. В 1939 г. МБР-2 вооружили части авиации пограничных войск НКВД.

kaizen-tmz.ru

detsad-138.ru

В июле-августе 1938 г. МБР-2 Тихоокеанского флота принимали участие в обеспечении боевых действий у озера Хасан. Они вели разведку в Японском море, на подступах к Владивостоку и Посьету. Боевых столкновений с противником зафиксировано не было.

Активное участие МБР-2 приняли в советско-финской войне. К её началу в ноябре 1939 г. ВВС Балтийского флота располагали 124 гидросамолетами (114 исправных). В течение всей войны МБР-2 вели разведку устья Финского залива и северной части Балтийского моря, привлекались для борьбы с финским судоходством и бомбовым ударам по наземным объектам, а также для поисково-спасательных операций. Большинство МБР-2 были поставлены на лыжи и действовали с сухопутных аэродромов. Помимо балтийских гидросамолетов, в войне приняли участие МБР-2 118-го отдельного разведывательного авиаполка (ОРАП) Северного флота. Они вели разведку коммуникаций противника, а также побережья Баренцева моря, обеспечивали переброску войск морем из Петсамо. Боевые потери Балтийского флота составили в ту войну 12 МБР-2, а Северный флот потерял 14 — но по небоевым причинам (самолеты из-за халатности механиков сгорели в ангаре).

Самое активное участие гидропланы МБР-2 приняли в Великой отечественной войне. В течение всей войны они являлись основным типом гидросамолетов советской морской авиации. В частности, ВВС Северного флота к началу войны располагали 49 МБР-2 в составе 118-го ОРАП и 49-й отдельной эскадрильи. В первые недели войны они бомбили немецкие войска, наступавшие с территории Норвегии, пытались атаковать немецкие эсминцы, совершавшие набеговые операции на советские прибережные коммуникации. В дальнейшем МБР-2 привлекались к ночным налетам на вражеские порты и противолодочного патрулирования (в частности, 4 сентября 1941 г. самолеты 49-й эскадрильи повредили подводную лодку U752). С началом проводок в северные порты конвоев МБР-2 активно участвовали в их обеспечении. Время от времени они выполняли и другие задачи — например, в ночь на 25 января 1943 г. гидросамолеты 118-го ОРАП осуществили налет на Киркенес, совершив 22 самолетовылета. В 1944 г. на смену МБР-2 на Севере начали поступать американские гидросамолёты — «Каталины», но старые «амбарчики», как их прозвали морские лётчики, продолжали активно применяться на Белом море, ведя ледовую разведку, проводя конвои, осуществляя поиск субмарин. К июню 1944 г. в составе Беломорской военной флотилии числилось 33 МБР-2.

На Балтике к началу Великой Отечественной войны находился 151 МБР-2 в составе 15-го морского разведывательного полка (МРАП) и шести отдельных эскадрилий (ОМ-РАЭ). С первых дней войны их основной задачей стала поддержка наземных частей. В частности, самолеты 43-й ОМРАЭ 22-23 июня выполнили более 100 вылетов на поддержку войск, оборонявших Либаву, а до 30 июня машины этой и 41-й эскадрилий участвовали в обороне Риги. Самолеты 15-го МРАП с начала июля наносили удары по колоннам 4-й танковой группы вермахта (в общей сложности в июле—августе полк выполнил более 300 вылетов на поддержку сухопутных войск). В отличие от Севера, над Балтикой активно действовали вражеские истребители. Тихоходные МБР-2 несли существенные потери, поэтому 20 июля 1941 г. было дано указание применять их только в качестве ночных бомбардировщиков. В августе для обороны Таллинна привлекли 44-ю ОМРАЭ. МБР-2 15-й и 81-й эскадрилий участвовали в обороне островов Моонзундского архипелага. К началу сентября 1941 г. ВВС Балтийского флота потеряли примерно 2/3 имевшихся МБР-2 — в строю осталось только 56 самолетов этого типа.

В последующем балтийские МБР-2 систематически привлекались к ночным ударам по аэродромам противника: в течение всей ночи аэродром бомбили одиночные самолеты, подходившие с интервалами 15—30 минут. Такие удары не только изматывали немцев, но иногда приводили и к чувствительным потерям. Из 1534 вылетов, совершенных ВВС Балтийского флота против аэродромов противника за всю войну, на долю МБР-2 приходится 678.

Источник - airaces.ru