И-153 Чайка

И-153 Чайка

С появлением в конце 30-х годов авиадвигателей мощностью около 700 л.с. и освоением уборки шасси в полете истребители-монопланы стали вытеснять бипланы. Монопланы И-16 и Bf 109 более чем убедительно доказали свои скоростные преимущества над бипланами во время гражданской войны в Испании. Однако окончательного признания не получила ни одна из схем, и в СССР продолжали проектировать бипланы.

wmr-sar.ru

nearyoucom.ru

Так, одновременно с запуском в серию И-15бис Н.Н. Поликарпов начал разработку нового маневренного биплана. Истребитель создавался на базе самолетов И-15 (1933 г.) и И-15бис (1937 г.). Добиться увеличения скорости (при сохранении маневренных качеств) можно было только за счет снижения аэродинамического сопротивления самолета. Поэтому по образцу И-15 новый самолет оснастили верхним крылом типа «чайка». Из-за этого и сама машина получила неофициальное, ставшее впоследствии знаменитым название «Чайка». Главной отличительной чертой истребителя было новое для бипланов убирающееся шасси. В середине 30-х годов скоростная авиация только зарождалась, и разработчики не хотели увеличивать конструкции за счет установки механизмов уборки шасси.

Размеры самолета соответствовали размерам И-15бис. На новой машине были изменены различные узлы и детали, пересчитана прочность и благодаря этому усилена конструкция.

Опытный экземпляр истребителя, получившего обозначение И-153, был создан в 1938 г. под руководством А. Щербакова. Самолет был технологически закончен, в октябре 1938 г. успешно прошел государственные испытания и после доработки был принят на вооружение. Ответственным за подготовку машины к серийному выпуску назначался А.И. Микояна. Производство было организованно в 1939 г. на двух заводах. Максимальная скорость первых истребителей И-153 с мотором М-25 на границе высотности достигала 424 км/ч, что на 40—45 км/ч больше, чем у серийного И-15бис (М-25), и на 20—30 км/ч меньше, чем у скоростного истребителя И-16 с тем же мотором. Вскоре после начала серийного выпуска двигатель М-25 заменили на более мощный и высотный М-62. Кроме того, был установлен винт изменяемого в полете шага.

Истребитель И-153 на лыжах

С новым мотором этот маленький легкий самолет приобретал исключительно высокие пилотажные качества. Так, полный вираж (разворот на 360°) с радиусом всего в 100 м летчики выполняли на нем за 10—11 с. Истребитель очень быстро набирал скорость, позволял совершать полет с креном 90°, то есть на боку. Максимальная скорость, достигнутая на этом варианте истребителя, — 443 км/ч (5000 м) и 482 км/ч (10 500 м) — с применением ТК. Простой и легкий в управлении И-153 имел достаточно мощное бортовое вооружение: четыре скорострельных синхронных пулемета ШКАС. «Чайки» более поздних выпусков вооружались реактивными снарядами на подкрыльных установках, крупнокалиберными пулеметами БС и даже пушками ШВАК.

Самолеты И-153 принимали активное участие в боевых действиях в Монголии (1939 г), Финляндии (1939-1940 гг.) и Китае (1940 г.).

Всего до начала 1941 г. было выпущено 3437 экземпляров истребителей И-153.

В первые месяцы Великой Отечественной войны основная тяжесть борьбы с вражеской авиацией, имевшей численное превосходство, легла на авиаполки, вооруженные морально устаревшими самолетами И-153 и И-16. Практически до 1943 г. «Чайки» прикрывали с воздуха войска и стратегически важные объекты, а с подвешенными под крыльями восемью реактивными снарядами РС-82 или бомбами общим весом до 200 кг широко применялись для нанесения штурмовых ударов по наземным позициям противника на всех фронтах — под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и Севастополем.

Истребитель И-153 «Чайка», строившийся в 1939—1940 гг., стал последним советским серийным истребителем-бипланом. Его схема и конструкция были доведены до возможного совершенства, летные качества являлись очень высокими, а самолет для полуторапланной схемы — одним из самых совершенных серийных истребителей такого типа.

В наши дни на авиазаводе им. В.П. Чкалова в Новосибирске три самолета И-153 восстановили до летного состояния. После облета все три «Чайки» были переданы заказчику — новозеландскому коллекционеру Тиму Уоллесу.

Источник - airaces.ru