Техническое обслуживание моторной установки гидросамолета МБР-2

Техническое обслуживание моторной установки гидросамолета МБР-2

В течение всей блокады Ленинграда МБР-2 совершали ночные налеты на немецкие прифронтовые коммуникации, бомбя железнодорожные станции и эшелоны. Другой важной задачей для летающих лодок стала борьба с дальнобойной артиллерией, обстреливавшей город. По ночам МБР-2 барражировали над вражескими огневыми позициями и сбрасывали бомбы, ориентируясь на вспышки орудийных выстрелов. С января по март 1942 г. МБР-2 привлекались для снабжения отрядов морской пехоты, занявших острова Гогланд и Большой Тютерс.

Летом-осенью 1943 г. МБР-2 приняли участие в налетах на вражеские корабли в Финском заливе. 21 августа у о. Сомерс 7 МБР-2 из 58-й ОМРАЭ совместно с четверкой штурмовиков Ил-2 потопили катера-заградители КМ6 и КМ30, а также тяжело повредили КМ.28. 12 сентября «амбарчики» из той же эскадрильи потопили тяжелую плавучую батарею SAT27 «Вест». Эти успехи стали завершающими в карьере МБР-2 на Балтике. К 1944 г. их активное применение на этом театре военных действий прекратилось.

openvolga.ru

seat-spb.ru

На Черноморском флоте к началу войны находилось 139 МБР-2 в составе 119-го МРАП и пяти отдельных эскадрилий. Такие самолеты имела и дислоцировавшаяся под Одессой 7-я эскадрилья погранвойск НКВД. Первой боевой задачей МБР-2 авиации Черноморского флота стало обеспечение минных постановок на подходах к Севастополю и другим портам 23-27 июня 1941 г. Попытки вести с помощью МБР-2 разведку западной части Черного моря показали полную неспособность этих машин действовать днем. Например, 18 июля были сбиты все 9 «амбарчиков», отправленных на разведку румынского побережья. С начала июля МБР-2 привлекались к действиям против вражеского судоходства в дельте Дуная. В частности, 9 июля самолеты 119-го МРАП совместно с бомбардировщиками СБ повредили речные пароходы «Измаил» и «Принципал Карл».

После выхода Вермахта к Перекопу основная часть авиации Черноморского флота передислоцировалась на крымские аэродромы и приступила к действиям по наземным целям. С целью поддержки сухопутных войск 14 сентября была создана Фрайдорфская авиагруппа, в состав которой вошли, в частности, 119-й МРАП и 82-я ОМРАЭ — их МБР-2 базировались на оз. Донузлав.

Помимо поддержки сухопутных войск, летающие лодки МБР-2 привлекались и для прикрытия в море крупных боевых кораблей. Например, 13 сентября 1941 г. они обеспечивали переход из Севастополя в Одессу вспомогательного крейсера «Микоян», а 19 сентября корректировали огонь крейсера «Ворошилов» по вражеским позициям в районе Скадовска.

С выходом немецких войск к Севастополю большинство частей ВВС Черноморского флота перебазировали на Таманский полуостров, а для обороны главной базы флота организовали 3-ю Севастопольскую авиагруппу. Наряду с другими частями в её состав вошли 16-я и 64-я ОМРАЭ (26 МБР-2), базировавшиеся в бухтах Матюшенко и Голландия. Эти машины по ночам бомбили передовые позиции противника, железнодорожную линию, но особое внимание уделялось аэродромам Саки и Сарабуз. Например, в апреле 1942 г. морская авиация бомбила Сакский аэродром 12 ночей подряд, уничтожив около 20 вражеских самолетов ценой потери одного МБР-2. К началу июня 1942 г. в Севастопольской авиагруппе оставалось 13 МБР-2.

119-й МРАП и 82-я ОМРАЭ, базируясь в Геленджике, участвовали в прикрытии кораблей и судов, совершавших рейсы между Севастополем и портами Кавказа. В августе—сентябре 1942 г. МБР-2 входили в состав морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района, нанося удары по войскам противника и занятому немцами аэродрому Анапа.

Появление в конце 1942 г. на Черном море немецких подлодок, начавших походы к Кавказскому побережью, потребовало выделения трех эскадрилий МБР-2 для решения исключительно задач противолодочной обороны: 18-й в Геленджике, 60-й в Туапсе и 82-й на озере Палеостоми у Пота. Помимо сопровождения конвоев на переходах, их гидросамолеты патрулировали 40-мильную прибрежную зону. МБР-2 вылетали на поиск вражеских субмарин вплоть до окончания боевых действий на Черном море, однако, несмотря на многочисленные рапорты об обнаружении и атаке подлодок, ни одну из них уничтожить так и не удалось. Более успешными были действия против надводных целей. Так, 20 июля 1942 г. при налете 15 МБР-2 и 5 СБ на Мариуполь были потоплены сторожевой катер и плавучий док. Ещё один сторожевой катер стал жертвой МБР-2 в ночь на 22 июля. 26 сентября самолеты 119-го МРАП совместно с бомбардировщиками ДБ-3 и СБ потопили у Керчи пароход «Наунбург», а 28 октября 18 МБР-2 119-го полка отправили на дно в бухте Сенной лихтер.

В 1943 г. активизировались действия МБР-2 против вражеских торпедных катеров. Регулярные патрульные полеты, осуществляемые в вечернее и ночное время, позволили существенно уменьшить угрозу, исходящую от «шнелльботов». 20 апреля 1943 г. при ночном налете на Анапу МБР-2 из 119-го МРАП потопили итальянский торпедный катер MAS574.

На Черном море отмечены единственные попытки применить по прямому назначению самолеты-водители радиоуправляемых катеров МБР-2ВУ. 22 июля 1943 г. такой самолет пытался вывести в атаку на порт Анапу катер ТКА-61, но тот самопроизвольно взорвался, не дойдя до цели несколько сот метров. Аналогичным образом закончилась попытка применить катер ТКА-41 по порту Камыш-Бурун — 16 декабря катер взорвался и затонул в 1,5 милях от цели.

Важной задачей, решаемой экипажами МБР-2 на Черном море, были поисково-спасательные операции. 6-10 октября 1943 г. гидросамолеты вылетали на спасение членов экипажей лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный», потопленных Люфтваффе. Весной 1944 г., во время Крымской операции, МБР-2 вели поиск сбитых летчиков, подбирая их самостоятельно или наводя торпедные катера. Даже после появления на Черном море гораздо более современных «Каталин», «амбарчики» продолжали использоваться в этом качестве. Например, 21 августа 1944 г. после массированного удара по Констанце, три МБР-2 из 60-й эскадрильи совместно с четырьмя «Каталинами» вели поиск экипажей, не вернувшихся на свои аэродромы.

Тихоокеанский флот к июню 1941 г. располагал наибольшим количеством МБР-2 — 218 единиц. Хотя в последующие годы это число уменьшилось за счет списания по износу и передачи на другие флоты, к августу 1945 г. — началу войны с Японией — в составе ВВС Тихоокеанского флота оставалось 146 МБР-2. Полностью ими был вооружен 115-й ОМРАП (35 самолетов, из них 33 исправных), частично — 48-й ОМРАП (18 самолетов). Также на них летали несколько отдельных эскадрилий и звеньев, в т.ч. одна эскадрилья и 7 звеньев самолетов волнового управления (по прямому назначению уже давно не применявшихся). Кроме того, дислоцировавшийся на Камчатке 2-й отдельный пограничный полк НКВД имел в своем составе ещё 10 МБР-2. Во время скоротечной кампании на Дальнем Востоке МБР-2 применялись главным образом в качестве бомбардировщиков, причем не только ночных, но и дневных — по причине полной пассивности японской истребительной авиации. Первый бомбовый удар нанесли по корейскому порту Юки (Унги) 9 августа 1945 г. 12 МБР-2 из 115-го ОМРАП. В тот же день пара гидросамолетов 2-го пограничного полка атаковала у западного побережья Камчатки краболовную базу «Касадо Мару», которая загорелась и на следующее утро затонула.

Источник - airaces.ru