Боевое использование Dornier Wal

Боевое использование Dornier Wal

В Советском Союзе большинство военных гидросамолетов «Валь» (обозначавшихся в документации аббревиатурой ДВ) попало на Черноморский флот, за исключением двух экземпляров, в 1928—1931 гг. служивших на Балтике. В морской авиации последние из них эксплуатировались до 1937 г. Гораздо дольше ДВ летали в полярной авиации. Туда попали как гражданские машины, так и несколько экземпляров, переданных военными. С началом Великой Отечественной войны часть из них использовалась в военных целях. В частности, 1 августа 1941 г. на Севере сформировали 2-ю особую авиагруппу гражданской авиации, в состав которой помимо самолетов других типов вошло два ДВ (в сентябре их количество возросло до 4). Самолеты вооружили двумя пулеметами 7,62-мм ШКАС (по одному на носовой и верхней турелях) и использовали для перевозки грузов, ледовой разведки, противолодочного патрулирования. Осенью 1941 г. два ДВ были потеряны, а остальные к концу года сняли с эксплуатации. Четыре ДВ служили и в сформированной на Тихоокеанском флоте в ноябре 1941 г. 132-й смешанной эскадрилье.

clubvk.ru

ex2game.ru

В морской авиации Испании к началу гражданской войны числилось 15 Do J. Республиканской авиации досталось 5 боевых машин и 2 бывшие гражданские. Из-за значительного износа моторов они мало применялись в боевых операциях. Лишь в начале войны они привлекались к патрулированию побережья, а также ночным бомбардировкам. На стороне франкистов оказалось 10 Do J. Их оборудовали более мощными итальянскими двигателями «Изотта-Фраскини» «Ассо» и свели в 70-ю группу в Кадисе. С октября 1936 г. гидросамолеты участвовали в блокаде республиканских портов, действуя преимущественно как разведчики — без бомбовой нагрузки. Впоследствии Do J базировались в Алькудии и на о. Майорка. В 1940 г. все Do J (14 самолетов) сосредоточили в 54-й эскадрилье на Канарских островах. Последний «Валь» в Испании списали в сентябре 1950 г.

К моменту нападения Германии 6 апреля 1941 г. морская авиация Югославии имела в строю 9 гидросамолетов Дорнье «Валь» — 5 в 21-й эскадрилье в Гжановаце и 4 в 26-й на о. Крапанье (ещё две летающие лодки находились в ремонте). Ещё с конца марта помимо разведывательных полетов они привлекались для постановки мин. В первые дни войны Do J потерь не понесли, но 9 апреля базу 26-й эскадрильи штурмовали итальянские самолеты, уничтожившие два гидроплана. Оставшиеся две машины 10 апреля присоединились к 21-й эскадрилье. Когда 15 апреля остатки югославской морской авиации начали эвакуацию в Грецию и Египет, все Do J были брошены как не представляющие боевой ценности. Их захватили итальянцы, но ремонтировать устаревшие машины не имело смысла, и бывшие югославские «Вали» пустили на слом.

Голландские летающие лодки Дорнье «Валь» служили в авиации Ост-Индии. По состоянию на 1940 г. в строю находилось 18 таких гидросамолетов, но к началу войны на Тихом океане все машины с двигателями LD 12Еb были списаны. Продолжали эксплуатироваться лишь пять гидропланов Dornier Do J F, базировавшиеся в Морокрембангане и использовавшиеся как транспортные и учебные. Четыре машины были потеряны в начале февраля 1942 г. — одна 3 февраля сбита японским истребителем, ещё три уничтожены на воде. Последний Do J F разбился 3 марта 1942 г. при попытке эвакуации в Австралию.

Помимо указанных государств, гидросамолеты «Дорнье» «Валь» эксплуатировались военной авиацией Аргентины, Чили, Колумбии, Японии (в опытном порядке), но в этих странах они были сняты с вооружения до Второй мировой войны.

Дорнье «Валь» отличался прочной и долговечной конструкцией, хорошими мореходными данными и неплохими для рубежа 20 — 30-х гг. летными характеристиками. Но к началу Второй мировой войны он уже не мог использоваться как боевая машина.

Источник - airaces.ru