Рубрики
О людях

бронепоезд Дзига Вертов Весной 1918 год…

бронепоезд Дзига Вертов

Весной 1918 года безработный Дзига Вертов шел с вокзала, перекатывал в мыслях стук колес и гул толпы, и случайно встретил приятеля — успешного публициста Кольцова. Тот смог помочь неприкаянному марксисту Вертову и устроил его в Московский кинокомитет.

Режиссер Дзига Вертов быстро встал на рельсы: кино в агитпоездах ВЦИК, фронтовые съемки, хроника «Годовщина революции», фильм «Три песни о Ленине», «Жизнь врасплох», «Кино-правда»…

Однажды он попросил друга зафиксировать в замедленной съемке прыжок режиссера-искателя с крыши. Потом он смог разглядеть на пленке то, что не заметит живой глаз — весь спектр эмоций во время прыжка, от страха в полете до счастья приземления. Дзига уверовал в кино-факт.

Он начал вспарывать мутное полотно реальности: снимал, выявлял, монтировал, фокусировал. В результате получился «Человек с киноаппаратом» — эмбрион современного кинематографа.

Слоу-мо, скрытая камера, наложение кадров, магия монтажа — все это было. А сюжета, сценария, титров, актеров и декораций — принципиально нет. Игровое кино только и умело, что напустить туману на человеческую суть, а вещи Вертова оставались самой крепкой правдой.

Документалистика Вертова набирала ход, кости буржуазных кинодрам разлетались из-под колес.

В 37-м он снял «Колыбельную» — хронику счастливой женской доли при Сталине. Сияющие улыбки красоток по всему Союзу, пухлые румяные дети, пышные цветы, радость совмещать работу с родами — и в центре сам Сталин.

Режиссер так увлекся выявлением советской радости в различных ракурсах, что Сталин у него вышел совсем уж буквальным Отцом Народов — был единственным мужчиной в фильме. Он показывался в плотном окружении ликующих женщин, а в следующей же сцене сладко зевали пухлые младенцы. Вождь такой курьез не оценил.

Это была только одна из причин, по которой мастер оказался на задворках киноиндустрии. После смерти режиссера его наследие вынесла на свет божий французская новая волна. Тогда на рельсы Дзиги Вертова встанет следующий марксистский поезд — Жан-Люк Годар — и поедет совсем в другую сторону.

Ссылка на фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) со звуковым сопровождением от The Cinematic Orchestra (2003). Поверьте, это будут одни из лучших 67 минут вашей жизни, если ещё не. https://youtu.be/MLCU6ALjfto